Урок по теме: ”Решение треугольников.”
Урок изучения нового
материала.
Автор урока: Беспалова Елена Васильевна – учитель математики МОУ «Лицей №43» г.Саранска
Цели
урока:
- Познакомить учащихся с историей возникновения тригонометрии;
- Сформулировать и доказать теоремы синусов и косинусов;
- Познакомить учащихся с применением указанных теорем в простейших задачах на решение треугольников.
Тип урока: урок с использованием интернет-ресурсов.
Оборудование: компьютерный класс, подключенный к Internet; презентация или web-страница, содержащая основные моменты урока (на усмотрение учителя)
Ход урока:
1.
Вступительное слово;
Здравствуйте! Мы начинаем наш
урок по теме: “Решение
треугольников”. Необычное для нас
сочетание слов. Мы привыкли решать задачи, уравнения, неравенства. Разобраться в
том, что значит «решение треугольников», нам поможет Internet.
2.
Повторение.
Для того, чтобы понять новое, надо вспомнить то, что мы уже знаем.
Вспомним соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. (ученик записывает на доске или комментирует формулы, выведенные на экран)
3. Решите устно:
а, б) http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/geometr/6_1/6_1.htm
в) http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/math/kalmyk/zan_urok.html
(вслух проговариваются принципы решения и ответы в каждой задаче)
4. Мы с вами изучаем тригонометрические функции, рассматривая треугольники. Это не случайно, ведь слово тригонометрия в переводе означает «измерение треугольников» (trigwnon-треугольник, metrew-измеряю).
Познакомимся подробнее с историей тригонометрии: http://sferica.by.ru/history/history.html.
(дети читают текст, во время
чтения учитель обращает внимание на наиболее важные
моменты)
5. На экран выводятся портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие тригонометрии. Каждый из этих портретов является гиперссылкой на соответствующую web-страницу:
http://spacetravell.narod.ru/gipparh.htm (Гиппарх)
http://spacetravell.narod.ru/ptolemei.htm (Птолемей)
http://germ-mania.narod.ru/data/6/7.htm (Региомонтан)
http://www.100top.ru/encyclopedia/article/?articleid=10801 (Коперник)
http://veritas.ph.ru/kepler.html (Кеплер)
http://www.univer.omsk.ru/omsk/Edu/Math/vviet.htm (Виет)
А теперь вы самостоятельно посмотрите фамилии и годы жизни тех, чьи портреты изображены у вас на экране.
1 вариант: Гиппарх, Птолемей, Региомонтан
2 вариант: Коперник, Кеплер, Виет
6.
5. Объяснение нового материала;
Обратимся к: http://www.college.ru/mathematics/Planimetry/theory/TEXTS/INDEX.HTM
Задача: познакомиться с формулировкой и доказать теорему синусов, познакомиться с формулировкой и доказать теорему косинусов.
7. Следствие из теоремы косинусов.
Обратимся к: ( http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/geometr/6_2/6_2.htm )
Задача: Используя теорему косинусов, зная три
стороны треугольника научиться определять вид треугольника.
8. Решение треугольников:
Итак, теоремы синусов и косинусов помогают нам найти неизвестные элементы треугольника, зная три из них. Этот процесс и называется решением треугольника.
Обратимся к слайдам (см. синус.pps – презентация, составленная из презентации treug.pps (слайды №№14-17) из http://schools.keldysh.ru/bb-12/Prez.htm )
Задача: Рассмотреть решения задач, в которых используются теоремы синусов и косинусов для нахождения неизвестных элементов треугольника по трем известным.
9. Закрепление.
Мы познакомились с понятием «решение треугольников» и рассмотрели простейшие случаи таких задач. Чтобы понять, насколько вы усвоили эту тему, проведем тест самопроверки. Обратимся к http://schools.keldysh.ru/bb-12/test.xls
10. Домашнее задание.
Найти доказательства теорем синусов и косинусов, отличные от рассмотренных на уроке.
Составить алгоритмы решения треугольников в зависимости от заданных элементов. По каким трем элементам нельзя решить треугольник? Почему?